Авторизация

OpenID
Зарегистрироваться

Проблемы с авторизацией


И. А. Крылов и цензура.

 Мало кто знает, что Иван Андреевич Крылов, то же пострадал от цензуры, хотя и не в таких масштабах как скажем Л. Н. Толстой или тот же А. С. Пушкин. Но тут сыграл немаловажную роль факт  переворота 1801 года, когда в Российской империи к власти пришел Александр I. Вроде бы невероятно, но факт остается фактом. Дело в том, что Иван Андреевич, познавший нужду еще в детстве, когда умер его отец, отставной капитан, замечательно умел играть в карты, а точнее мухлевать в игре. Этот навык ему пригодился в скором времени и даже обеспечивал его. 
   В 1782 году, переехав с матерью в Петербург, Крылов стал работать в канцелярии в Казенной палате, а так как в те времена ни интернета, ни кинозалов, а уж тем более дискотек не было, то он увлекся театром. Помог ему в этом счастливый случай, по делам службы Иван Андреевич познакомился с генерал-майором  П.А. Соймоновым, который являлся директором театров Петербурга. Пользуясь своим знакомством, Крылов беспрепятственно проходил за кулисы театра, в котором ставились пьесы Фонвизина, Княжнина, Сумарокова. Там он познакомился с актерами И. Дмитревским и П. Плавильщиковым,  которые были азартными игроками в карты. Под влиянием театра и встреч с актерами Крылов написал свое первое произведение — оперу в стихах «Кофейница», которую не напечатали и не поставили на сцене по причине запрета цензурой указавшей на излишнюю пошлость и «употреблении слов непозволительных и оскорбляющих слух в приличном обществе». Неудачное начало не обескуражило Крылова, и он продолжил свои поэтические потуги.  Вслед за «Кофейницей» последовала «Клеопатра», которую постигла та же участь.
    Разозленный неудачами Крылов в 1787 году написал сатиру-памфлет «Проказник», в которой так достоверно описал сношение цензуры и критиков с авторами, что Княжнин и Соймонов порвали с ним, что чуть ли не поставило крест на его карьере как поэта.После этого Иван Андреевич долгое время не мог пробиться в круг признанных авторов. Даже в 1788 году, когда все-таки несколько его басен, после литературной правки цензурой, были напечатаны, он так и остался незамеченным. Тогда Крылов решил издавать свой журнал, который назвал «Почтой духов». Не прошло и двух месяцев, как цензура закрыла журнал за нецензурное содержание, порнографические картинки и аморальное название. Дело в том, что уже со второго номера журнала на второй странице было повторно напечатано название журнала, но звучало оно по другому – «Почта ЙУХов». Но Иван Андреевич не сдался, сыграв пару дней в карты и облапошив своих партнеров по игре, он вместе с А.И. Клушиным, И А. Дмитриевым и П. А. Плавильщиковым начал издавать новый журнал «Зритель», но уже в мае 1792 года и он был закрыт цензурой.
   Расстроенный таким оборотом дела, Крылов на время отошел от литературной деятельности, что его и спасло от каторги, на которую были отправлены другие его старые подельники, которые начали выпускать журнал «Созерцатель». В этот период времени Крылов зарабатывал деньги игрой в карты, и вот в 1797 году на одной игре он познакомился с князем С. Ф. Голицыным, который и предложил Ивану Андреевичу пост своего секретаря и домашнего учителя иностранных языков и словесности. Именно Крылов правил Голицыну его письма к будущему царю Александру, где намеками соблазнял последнего к перевороту. И именно в то же самое время  им была написана шутовская пьеса фривольного содержания для домашнего театра С. Ф. Голицына «Трумф, или Подщипа». Где Иван Андреевич играл Трумфа – сексуально озабоченного принца. Пьеса пользовалась большим успехом среди друзей С. Ф. Голицына, так как действие переносилось в зал и к середине второго акта в пьесе принимали участие уже все зрители, не смотря на пол и возраст.
 В 1801 году, когда произошел переворот и Александр стал царем, Крылов вместе с князем отбыл в Ригу, где раскрылся во всей красе. Азартные игры, ночные похождения по замужним дамам «на обеды» и загулы по питейным заведениям, сослужили плохую службу будущему гению. Голицыну с трудом удалось уговорить потерпевших отказаться от своих претензий с условием, что ноги Крылова не будет в Риге. Так и сделали. Но Ивану Андреевичу уже было все равно. Его пьеса «Пирог» с успехом шла в закрытых театрах Петербурга.
Цензоры, зная кто, покровитель Крылова, смотрела сквозь пальцы на его произведения, а порнографические места в тексте стали называть «пикантные подробности». Да и время суровой дисциплины и морали ушли в прошлое вместе с Павлом. Но, все-таки как это не печально очень много произведений Крылова не было напечатано и еще было утеряно за годы Советской власти, а может быть они лежат и пылятся где-нибудь на полках в архиве помеченные грифом не для печати. А судя по дневникам современников Крылова, пропала значительная часть его работ, среди них такие басни как «Песья случка», «Рачком», «Медведь сифилитик», «Последний раз», «Сосняк», «Куртизанка и конь», «Леблядь и леблядун», «Фаллический фарфор», пьеса «Гонорей» и другие произведения.  Мы можем только догадываться о том, что было написано в тех баснях и пьесах. Но, мы будем надеяться, что когда-нибудь хотя бы часть пропавших произведений И. А. Крылова будут найдены и представлены широкому кругу читателей.
 
( И. С. Иванищенский)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Использование произведений и отзывов возможно только с разрешения авторов и со ссылкой на сайт
Добавить произведение